mrs_mcwinkie2: (Default)
[personal profile] mrs_mcwinkie2
Продолжаю читать Рамачандрана :)
В XIX веке Фрэнсис Голтон обнаружил, что некоторые люди странным образом могут "видеть" звуки или воспринимать цифры цветными. Такое смешение чувств он назвал синестезией. Долгое время это считали чуть ли не сумасшествием, уж во всяком случае проявлением чудаковатости. Рамачандран пишет о том, что этот научный феномен является наследуемым и встречается у одного человека из 200.
Вот тест на цветовую синестезию. Заметьте время и посмотрите на этот рисунок. Какую фигуру образуют цифры 2? Если вы справились за 12 секунд и более - этой синестезии у вас нет. :)).



Чем же объясняется синестезия - в височной доле есть веретенообразная извилина, которая содержит область восприятия и обработки цветовой информации. Область цифр располагается в непосредственной близости, в той же области. "Перекрестная активация" (случайные переходы, пересечения) может быть основой для возникновения синестезии.
Далее Рамачандран пишет, что синестезия может быть разной: дни недели и месяцы тоже могут быть окрашены (перекрест в ангулярной извилине). Синестезия в 7 раз чаще встречается у художников, поэтов и писателей.
Но в меньшей степени, все мы почти "синестетики" (или не почти :)). Я уже писала про Бубу и Кики, но повторю :).  Вот вам два марсианина, одного зовут Буба, другого Кики. Скажите мне пожалуйста, кто из них кто :)).

98 % людей говорят, что заостренная - Кики, а округлая Буба. Если вы считаете так же - вы синестетик. Зрительный образ Кики имеет быструю модуляцию, что и связывается с резкой заостренной формой :).

Чуть не забыла, вот вам первый рисунок в цвете.

Date: 2014-06-22 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] silky-gold.livejournal.com
Мне кажется, что большинство людей, в той или иной степени, синестеты =)
Я, например, не могу представить цвета всех цифр, но мне всегда казалось, что 2 - зеленая, 3 - красная, 4 - желтая, 7 - синяя, а 8 - фиолетовая =) Как-то они по-другому в моем мозгу и не представляются =) Кстати, порядок цветов получается очень близкий к порядку цветов в спектре... Зеленый только перебежал... =)
А Буба, кстати, круглый =)

Date: 2014-06-22 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Я тоже думаю, что в той или иной степени мы все синестеты. Вы видите цветные цифры? Как интересно, вы еще в детстве это заметили? А большие числа вы видите отдельными цветовыми цифрами или они смешиваются?
А я не вижу, на эти двойки я долго смотрела и анализировала, увидеть не могу.

Date: 2014-06-22 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] silky-gold.livejournal.com
Да,заметила еще в детстве и даже не задумывалась о том, что это что-то особенное =)
Большие числа вижу отдельными цветовыми цифрами =)
Но я и не могу сказать, что 100%-ный синестет =) Так, элементы синестезии =)))))

Date: 2014-06-22 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Спасибо. Я почти лишена этого (или так кажется) так что для меня это особенно интересно. Бубу и Кики сначала прочитала, а потом посмотрела рисунок, так что не уверена, кто из них кто :)

Date: 2014-06-22 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] silky-gold.livejournal.com
Буба - это что-то округлое, Буууууба =)))))
А Кики - острая, игольчатая =) Даже не знаю, как это объяснить иначе =)))))

А мне интересно, как можно ноты в цвете воспринимать =) Я не имею музыкального образования, поэтому не понимаю этого =)
Знаю, что многие писатели и композиторы воспринимали буквы и ноты в цвете =)

Date: 2014-06-22 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Вот и синестезия артикуляция-модуляция и внешний вид округлость или заостренность :), а как иначе можно объяснить?:) Ноты кажется многие так могут воспринимать, у меня тоже нет муз. образования, так что за себя сказать не могу. А вот в исходном посте мне напомнили, что Авилов говорил, что читает монолог в каком-то цвете. Я раньше это воспринимала, как метафору, а кажется он видел действительно.
Очень это все интересно и удивительно насколько продинулась нейрофизиология за последние годы.

Date: 2014-06-24 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] silky-gold.livejournal.com
Я, кстати, в школе какие-то трудные моменты в грамматике либо сложные слова на английском таким способом запоминала =)))))))
Хм, про Авилова этого не слышала раньше. А про Набокова читала, что он в детстве обнаружил, что слова видит в цвете. Выяснилось, что и у мамы его была такая способность. И, кажется, Скрябин видел ноты в цвете и создавал музыку в цвете =) Но у них, я думаю, синестезия была очень выражена =)

Date: 2014-06-24 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Я вот тоже подумала, что это очень помогает запоминать, да и считать наверное тоже (особенно если цифры смешиваются, можно вообще по-другому организовать весь процесс и будет быстрее :))
Авилов в книге-интервью дает советы по актерскому мастерству и предлагает, например монолог "Быть или не быть" прочитать как бы в разных условиях - на лугу или над пропастью или в фиолетовом цвете (не помню точно, кажется так)... и сравнить как он по разному звучит.
Скрябин видел, как мне кажется. Видимо человеку с сильной синестезией прямой путь - в творчество :)

Date: 2014-06-24 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] silky-gold.livejournal.com
Про монолог - интересно =)
Стало интересно про фиолетовый цвет. Вот для меня - это цвет тревоги. А вы как его воспринимаете?
Насчет творчества и синестезии - полностью согласна =)

Date: 2014-06-24 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Фиолетовый цвет у психологов тоже считается цветом тревоги, а я спокойно к нему отношусь, не чувствую ничего особенного :)), от оттенка конечно зависит, ядовитый оттенок любой цвет превратит в тревожный :))). Но у меня цветовые предпочтения меняются в зависимости от настроения довольно сильно :), ну и с возрастом тоже.

Date: 2014-06-26 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] silky-gold.livejournal.com
От настроения многое зависит, это верно =)

Date: 2014-06-22 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] eltsa.livejournal.com
Я двойки сразу увидела. Просто в глаза бросились. Одну только чуть дольше поискать пришлось. Но меньше 12 секунд, это уж точно.

Date: 2014-06-22 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
С ума сойти. Как интересно, я с трудом увидела форму, больше 12 секунд точно. Расскажите, какие цвета, как с большими числами. Очень интересно, такой редкий феномен (хотя кажется у меня в ленте своеобразная выборка :))

Date: 2014-06-22 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] eltsa.livejournal.com
Я об этом писала как-то раз. Несколько лет назад у меня синестезия была в очень выраженном виде, причем я думала, что это у всех так. Сейчас, как мне кажется, угасает. По цветам: воскресенье, к примеру, - насыщенно-красное, как кровь, но более холодного оттенка. Не бордовый, но что-то вроде. Имя Екатерина - переливается. Из золотого в алый и обратно. У карканья вороны рисунок в виде кляксы, у голоса Тамары Гвердцители вкус мороженого...

Date: 2014-06-22 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Я помню, что вы писали, а подробностей не помню, дайте ссылку пожалуйста.
Ничего себе как вы видите мир. Очень здорово, вы рисуете? Теперь я знаю, что я золото-красная переливаюсь, красиво наверное :)). А как вы думаете почему угасает? Может быть от того, что мало используется? ( это не в обиду, конечно, а просто функции угасают в пассиве).

Date: 2014-06-22 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] eltsa.livejournal.com
http://eltsa.livejournal.com/58718.html?thread=326750 - простите, не знаю, как сделать ссылку активной. Рисовать, увы, не умею.

У меня в детстве было очень развитое воображение. А потом... Потом оказалось, что умение создавать целые миры в голове никак не помогает зарабатывать на хлеб. Скорее, мешает. Так что да, то, что не используется - угасает.(

Date: 2014-06-22 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Все в порядке - ссылка активна. Невероятно, как богато вы видите мир. Я знаю, что связи в мозгу могут устанавливаться в течении всей жизни, а уж восстановить их точно проще. Монетизируется это плохо, но для удовольствия и красочности ну и окружающих радовать, мне кажется лучше сохранить и. приумножить такие способности:).

Date: 2014-06-22 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] kolambia.livejournal.com
Двойки увидела быстро, но не в цвете, а как-то "геометрически". Нет у меня синестезии. А раньше точно была).

Думаю, поэты должны в той или иной степени обладать этим свойством, это же особое восприятие окружающего мира! Вспомнила рассказ о поэте, который помог следствию, сам того не подозревая. Он был свидетелем ДТП, и, когда его спросили, не запомнил ли он номер машины, он ответил, что нет. Но написал стихи, из которых полицейские узнали номер. Ну, это не цветовая, а образная синестезия )).

Date: 2014-06-22 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Я тоже двойки с усилием увидела, геометрически. Вы были синестетиком, а теперь нет? Интересно, а почему, как вы думаете? Синестезия разная бывает и в небольшой степени есть у всех, а вот для творческих людей конечно лучше ее иметь - многое само получается :))

Date: 2014-06-22 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] kolambia.livejournal.com
Пропало творческое отношение к миру ). Раньше было. Конечно, лучше иметь! У тех же поэтов сколько образов и метафор на ней строится.

Date: 2014-06-22 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Может быть еще вернется :).

Date: 2014-06-22 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] olly-ru.livejournal.com
О, я видимо этот самый. Синестезист. Я и правда иногда когда слышу число окрашиваю его в какой-нибудь цвет.

Date: 2014-06-22 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Синестетик :), да в книге написано, что может такое быть, когда представляешь цифру она уже в цвете :). А когда видишь цифру, она цветная?

Date: 2014-06-22 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] olly-ru.livejournal.com
Не. Когда вижу она такая как нарисована. Может все-таки не синестетик. Я вообще когда что-то вижу своими глазами, то вижу это таким как оно есть. А вот когда на слух воспринимаю цифры, звуки, то тогда много разных образов додумывается. Ну или например чувствую запах и воспринимаю его мягким, твердым, острым, пушистым. Ну или в цвете каком-нибудь.

Date: 2014-06-22 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Значит у тебя чуть другая, но синестезия. Только не зрительная. Запах видишь и ощущаешь? Вот это да, тут картины надо срочно писать или ваять чего-нибудь. Смотрю у меня лента подобралась не чета мне - лишенцу :)))

Date: 2014-06-22 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] avkost1955.livejournal.com
А у меня ни малейшей связи цифр с цветом. Что бы выбрать двойки, да сообразить в какую фигуру они складываются потребовалось почти минута:)

Date: 2014-06-22 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Мы с вами входим в те самые 199 из 200, у которых цифры не цветные. И мне много времени потребовалось, а если они красные так сразу видно, конечно. А Буба и Кики как вам? Кто из них кто?

Date: 2014-06-22 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] avkost1955.livejournal.com
Вообще никаких ассоциаций. Вне логический оснований не за что зацепиться.

Date: 2014-06-22 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Вот интересно... у меня бубу-кики все-таки где-то есть , я чувствую (проверить не могу ибо сразу уже все знала и мне это мешает). Значит у вас этих связей нет, как и у большинства :)). А в комметариях о мне уникумы пришли :)

Date: 2014-06-22 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] avkost1955.livejournal.com
Да, я читал:)
Решил провести эксперимент. Испытать всех членов семьи. Жена, сын и невестка сразу не раздумывая сказали: острый - кики, округлый - буба (независимо, конечно). Тогда позвали внучку (2 годика), и о чудо, она поняла вопрос и дала тот же ответ:)

Date: 2014-06-22 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Ученые ( а Рамачандран уже входит в число великих ученых) пишут, что это свойство наследуемое. Значит у них сильнее развита синергия, чем у вас :). Про внучку совсем интересно, у нее уж точно нет стереотипов, все природное и тоже. у вас получилось подтверждение науки :)

Date: 2014-06-22 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] avkost1955.livejournal.com
Насчет внучки, я честно говоря, не ожидал, что она вообще поймет, что от неё требуется, но она совершенно без сомнений и уверенно ткнула пальчиком и показала кто есть кто:)

Date: 2014-06-22 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
С внучкой получилось действительно замечательно, вы вот рассказали и я теперь под большим впечатлением, не ожидала, честное слово. Одно дело в книжке читать, а тут наяву увидеть, что это правда врожденное свойство мозга.

Date: 2014-06-22 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] avkost1955.livejournal.com
Причём взрослые пытаются обосновать свой выбор, например, тем, что округлый похож на пузырь буль-гама, вот и возникает ассоциация с бубой, у двухлетнего ребёнка, наверное, таких ассоциаций быть не может.

Date: 2014-06-22 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Конечно. Я и говорю, что у вас удивительный результат получился.
Edited Date: 2014-06-22 07:52 pm (UTC)

Date: 2014-06-23 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] irbik.livejournal.com
Интересно! :)
Я дольше вопрос про цифры понимала, чем искала фигуру (тупею, возрастное). Ее-то нашла сразу, но тоже не цветом, а как-то окинув сверху общим взглядом всю поляну и настроившись на шероховатости, которые тут же всплыли.
Цифровой ряд, и правда, имеет для меня цветовую окраску, я об этом уже думала, - но цвета очень приглушенные, оттеночные...
Все такие разные мы, люди.
Кики с Бубой показались мне банальностью, ну конечно же, Буба круглый, это азбука пиара и рекламы. :) Сознание уже повреждено, видимо.

А вот рисовать если берусь - никак не могу увидеть картинку мысленно и отражаю на листе обычно не те эмоции, которые хочу. Где-то происходят потери по дороге на лист. :)

Date: 2014-06-23 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Очень интересно. Редко ведь обсуждаем такие вещи, а оказывается люди вокруг могут совсем по другому воспринимать мир. Получается, что несмотря на то, что цифры у вас окрашены, вы увидели треугольник из двоек другим способом... а почему (из-за приглушенности?) Ведь если двойки окрашены - фигура очевидна.
Банальность Бубы и Кики меня порадовала :)), я так понимаю этот вопрос придумал Рамачандран не очень уж давно и совсем не все это знают :)), а вот синестезия эта частая, видимо у многих :). В комментариях интересный эксперимент - двухлетняя девочка показала, где Буба, а где Кики :). А собственно на каких основаниях мы так решаем :))).
С рисованием наверное другое, синестезия может лишь немножко помочь, добавить метафоричности :)). А у вас только цифры в цвете или еще ноты, дни недели, может быть запахи?

Date: 2014-06-23 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] irbik.livejournal.com
Вообще, я не восприняла фигуры на картинке как цифры, если честно... Особенно двойку. Сознание не восприняло ее именно как цифру, просто как некую закорючку. Т.е. узор я увидела как текстуру, в которой существуют выбоинки.
Дни недели, кстати, - точно! - имеют оттенки для меня, но не выраженные, скорее они эмоционально окрашены и поэтому тонированы и различаются по "прозрачности" - начало недели визуально тяжелее и плотнее, чем конец...
А вот запахи - вряд ли. :)

Date: 2014-06-23 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
:) тяжелое начало недели это наверное уже позже пришло :). Окрашенные дни недели тоже описаны в книжке :). Вот а у некоторых и запахи цветные и голоса как-то интересно воспринимаются.

Date: 2014-06-23 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] e-ambr.livejournal.com
неа, не увидела. совсем :)
с Бубой и Кики согласна ;)

Date: 2014-06-23 11:47 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Ну значит мы с вами пополнили список 199 человек из 200. :))

Date: 2014-06-23 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] luckyed.livejournal.com
Очень любопытно. Треугольник сразу увидел, но не в цвете, а графически. Я сразу различаю 2 и 5. А Бубу и Кики назвал ровно наоборот. Что это значит?

Date: 2014-06-23 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Если графически, то цветовой синестезии цифры-цвет нету, но возможно есть какая-то другая. :). Буба у вас остренький? А почему? Может быть это связано с какими-то личными впечатлениями, которые и задавили синестезию :).

Date: 2014-06-24 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] wutheringkites.livejournal.com
Ещё раз напишу о том, как это подчас неудобно в реальной жизни. Режет глаз телефонный номер (если цифры не сочетаются друг с другом по цвету), на всех документах, картах проездных сейчас есть номера, на них не всегда приятно смотреть или представлять их себе. Ещё вариант - плакат с большими цветными цифрами, например, желтые тройки, но тройка-то зелёная! Как она может быть желтая? Возникает чувство, что ты стоишь на свежевыпавшем фиолетовом снеге, понимаешь? Или зеленом. Не важно, я просто пытаюсь описать ситуацию, когда ощущаешь неправильность, но ничего поделать не можешь. А рядом все такие - что ты дергаешься? ну, фиолетовый снег (желтые тройки), ничего особенного. В детстве с букварями цветными совсем пытка была.
Edited Date: 2014-06-24 09:12 pm (UTC)

Date: 2014-06-25 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Спасибо, что здесь написала. Это ведь совсем другая сторона вопроса и очень важная. Имеет смысл выяснять еще у детей - нет ли у них сильной синестезии и не мучить лишний раз цветными пособиями с цифрами и буквами.

Profile

mrs_mcwinkie2: (Default)
mrs_mcwinkie2

April 2017

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 7th, 2025 05:18 pm
Powered by Dreamwidth Studios