mrs_mcwinkie2: (Default)
[personal profile] mrs_mcwinkie2
Ну что, друзья, опять у меня появилось настроение придумать для вас простенькую загадку. Только чур, не гуглить. Договорились? :)
Итак,  цитаты из московских легенд 1920х годов. Надо отгадать персонажа, которого вы все хорошо знаете, обозначим его литерой N :). Ну только описание N... несколько мифологичное ;),  что поделать  -  легенды записаны со слов перебравшихся в город крестьян.
Для отгадывания никаких специальных знаний о Москве не требуется. ;) и москвичом быть  не обязательно :)
 Цитаты будут длинные, не для подсказки, а для наслаждения слогом ;). И все равно очень сильно сокращаю, ну да ладно, кому интересно потом сам все прочитает ;).

Легенда первая
"Иx было трое: Брюс, Сухарев и N. Брюс на небо летал смотреть, есть ли Бог. Ну, вернулся.
– Есть, – говорит, а сам поскорее к батюшке побежал… – На, говорит, тебе рупь, отслужи молебен.
Ну, а батюшка что ж?.. Рупь – деньги, на тротуаре не подымешь; взял да и отслужил…
И был этот Брюс самый умный: весь свет исходи – умней не найдешь. И знал он волшебство, и дошел до всяких наук. Календари делал… и порошки у него там, составы разные… И мог он обернуться птицей. А жил в Сухаревой башне. Там у него и книги, бумаги, пузырьков наставлено было тьма-тьмущая… и чего-чего только там не было. Понятно, не зря, а все для науки.
А башню эту Сухарев построил… Вот поэтому самому и называется она «Сухарева башня».
А Сухарев этот был купец богатый, мукой торговал. Ну, еще и другие лавки-магазины были… бакалея там, да мало ли каких не было. Одно слово – богач… и тоже парень неглупый был, тоже по науке проходил. Ну, до Брюса-то ему далеко было, и десятой части брюсовской науки не знал. Он, может, и узнал бы, да торговля мешала.... Ну, вот и Сухарева такое дело: думал, думал, как быть? И по науке человеку лестно пойти, да и нищим не хочется остаться… Видит – не с руки ему наука, взял, да и построил башню.
– Ты, говорит, Брюс, живи в этой башне, доходи до всего… А чего, говорит, понадобится, скажи, дам....

Ну, а N… N в Москве жил и планы разводил: ведь это он застроил Москву, ведь это он завел порядок.
А ежели бы не N, была бы не Москва, а чорт знает что… Ведь у нас как? Ты дом построил, ты сад развел. И я дом построил, только у меня он неказист, да и сад не тово, подгулял. Вот меня бес и начинает мутить, зависть разбирает… Вот я возьму, ночью перелезу через забор и спилю твои деревья в саду. И после того пойдет промежду нас грызня: я тебя «подлецом», ты меня – матерными словами… И дойдет дело до драки: один другому рожи исковыряем. А N это воспрещал… Вот и завел порядок.
Умнейший был господин. И книги тоже писал, все описывал. И чтоб люди жили без свары, без обмана, по-хорошему…
– Вы, говорит, живите для радости....

Вот N и правду написал: «На подлеца хоть аполеты надень, а он как был свинья, так и останется свиньей». Что ж, и верно: ты его как ни полируй, а он все такой же хамло будет… Вот N и хотел, чтобы у нас дружелюбие было, чтобы мы не хватали один другого за горло, чтобы свиной жизни не было. Только у нас дело на свой лад идет, не на Nский. Нам бы вот сивухи-матушки через край хлебнуть, да человека матом разутюжить – это так… вот это и есть радость наша. А дружелюбие это… Обманул человека, обработал как нельзя лучше, в одной рубахе оставил – вот и дружелюбие твое.
N-то хорошо знал обхожденьице наше – какой мы народ… Человек умнейший был, а иначе нешто поставили бы ему памятник?
Им, видишь, всем троим хотели поставить памятники: Брюсу, Сухареву и N… Это уж после было, при другом царе… Три памятника хотели поставить, да царь воспротивился:
– Брюсу, говорит, не за что: он волшебством занимался и чорту душу продал.

... И Сухареву тоже не приказал царь.
– Какой, говорит, ему памятник надо? Есть Сухарева башня, и довольно с него. Да и не за что, говорит, ставить ему: он, говорит, мукой торговал, барыши в карман клал.
Ну и клал… А как же иначе? На то ведь и торговля, чтобы барыш был. А станешь торговать без барыша – проторгуешься, в трубу вылетишь. Без барыша нельзя.

Ну, а N все же одобрил.
– Он, говорит, умнейший человек был.
Вот и поставили памятник N, и стоит… Да ведь наш народ какой? Проклятый народ, с ним не сговоришь. Иной-то тысячу раз прошел мимо памятника, а спроси его: какой был человек N?
– Не знаю, – говорит.
«Не знаю». Да ведь и я тоже не знал, а как расспросил знающих, и узнал… И вот ты расспроси, послухай, что скажут. И никто тебя за это не оштрафует, и никто не заругает…"

Вторая легенда
Когда N учился в школе, учитель взял и посадил его на заднюю скамейку.
– Ты, говорит, и без учения много знаешь, – садись на заднюю скамейку, а которые остолопы – пускай на передней сидят, чтобы у меня перед глазами были и слушали мой урок.
N и говорит:
– Так и так, мне все едино.
А после того учитель, этот профессор самый, и задает такой урок:
– Я, говорит, скажу вам свои слова, а вы на них скажете свои, только чтобы они в тахту [Т. е. в такт, в рифму.] приходились. Ну вот, говорит, слушайте: «взошло солнце и освещает землю».
Теперь, говорит, скажите свои слова. Вот ученики бились-бились, ничего у них не выходит. А было их триста человек. Профессор и говорит:
– Видно, без N дело не обойдется. Ну-ка, говорит, N, научи этих болванов в тахту сочинять.
А N говорит:
– У меня такие слова припасены, что всему классу не по нутру будут.
А профессор говорит:
– Ничего, не бойся, я за все в ответе.
N взял и сказал:
«Взошло солнце и освещает землю,
А вы, безумные народы, не знаете, что сказать».
Вот какую тахту сказал!
А ученикам не понравилось.
– Что же это, говорят, он один умный, а мы дураки? – И стали задирать его....
N слушал-слушал и рассердился:
– А, да ну вас к растакой матери вместе с вашей школой и профессорами! Я, говорит, дома один буду учиться. Я, говорит, теперь над вами поднялся, а придет время, буду первый в России человек и не забудут меня вовек.
И ушел из школы сам по себе. И ведь правду сказал, что будет первым человеком: памятник поставили ему и все знают его.

И еще кусочек из другой легенды. Опять про школьные годы N.
А этот мальчик вот какой был: ему только десятый год пошел, а он уж зашагал: всю профессорскую науку одолел, да еще сам стал задавать учителям задачи. Такую задачу задаст, что профессора только рот разинут. Смотрят на него, и только глазами хлоп-хлоп. И так, и сяк – ничего у них не выходит… В своих книгах ищут, ищут – ничего нет подходящего. Что тут делать? Бегут к царю жаловаться на N… Ну, не жаловаться – какая тут может быть жалоба? А так – пошли доложить насчет учения N. Вот приходят и говорят:
– N, говорят, больше нечему учить, он всю нашу науку превзошел.
Царь и удивляется.
– Как же это, говорит, так? Ведь он еще мальчик.
А профессора говорят:
– Это действительно верно, что он мальчик, а только по уму он и большого превышает. У него, говорят, такой талан. Он, говорят, от природы такой умный.
.....
А он как пошел, как пошел! Все предметы постиг. Кроме русского, семь языков знал! А как подрос, пошло у него занятие – до всего докапывался, все узнавал… А учителя, эти профессора, только удивляются «Ах-ах!» И опять по книгам шарят: может, что осталось, чего N не знает… Шарили-шарили – нет ничего, хоть бы какая малость осталась! И все только: «Ах-ах!» А себе в голову того не возьмут, что они от книги берут свою науку, а N все больше от природы брал. А как он там брал – это его дело. Значит, умел, ежели брал… Ну, конечно, и он по книгам учился, и он в книги вникал – без книг никак нельзя. И сам он чрез книги прославился – мало ли написал сочинений. Через книги и пошла его слава. А иначе кто бы знал про него? Ну, кто и знал бы, а прочие не слыхали бы ничего – какой-такой есть N. А то по всей России пошла слава."

Комментарии скрываю. Неправильные постепенно буду открывать. Отгадка, следующим постом ;).
This account has disabled anonymous posting.
(will be screened)
(will be screened)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

mrs_mcwinkie2: (Default)
mrs_mcwinkie2

April 2017

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 4th, 2025 03:03 pm
Powered by Dreamwidth Studios